Принят закон, по которому этой осенью в России начнет действовать наряду с судами общей юрисдикции и арбитражем новая ветвь судебной власти - третейский суд.
Новый закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" значительно расширяет полномочия таких судов, устанавливает новые правила деятельности и лицензирования и при этом особо подчеркивает обязательность исполнения их решений и право привлекать для этого судебных приставов.
Это самая закрытая для широкой публики ветвь судебной власти. Однако в последнее время - и новый закон развивает эту тенденцию - третейские суды все активнее участвуют в улаживании конфликтов самых обычных граждан.
Все привыкли, что есть государственный суд, и данная ветвь власти является единственной в системе судебной власти. Однако это не так. Закон о третейских судах призван разгрузить госсуды и значительно ускорить процесс принятия решений по спорам.
Рассмотрим основные грядущие изменения и их последствия.
Вместе с вышеназванным проектом в Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", предлагающий поправки в другие нормативные акты, в частности, в АПК РФ и ГПК РФ, УПК РФ (нормы, касающиеся запрета допроса третейского судьи как свидетеля в отношении сведений, ставших ему известными в ходе рассмотрения дела), Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (нормы, регламентирующие возможность судьи в отставке занимать пост третейского - судьи), Закон "О международном коммерчес-ком арбитраже, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (нормы, касающиеся внесения записей в Единые государственные реестры на основании решений третейских судов при наличии исполнительного листа, выданного государственным судом).
Третейская оговорка.
Третейская оговорка (соглашение) - основное условие определяющая тот или иной спор подсудным третейскому суду. Третейское соглашение можно включать в устав организации. Арбитражным соглашением стороны могут передать на рассмотрение третейского суда все или некоторые споры, вытекающие из правоотношения между ними, в том числе внедоговорного. Для корпоративных споров предлагается ввести специальную форму третейской оговорки - включение ее в устав. При перемене лиц в обязательстве, споры из которого переданы на рассмотрение арбитражного учреждения, арбитражное соглашение сохраняет силу для нового кредитора или должника.
Арбитрабельность споров.
Законопроектом определяется круг споров, которые могут быть переданы на рассмотрение арбитражного учреждения (арбитрабельных споров), и одновременно приводится закрытый перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение арбитражного учреждения (неарбитрабельных споров).
Закон об арбитраже прямо устанавливает арбитрабельность споров, которые связаны с созданием юридического лица в РФ, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются учредители, участники, члены юридического лица и само юридическое лицо за некоторыми исключениями.
Из общего правила арбитрабельности корпоративных споров будут исключены такие категории споров, как:
- о созыве общего собрания участников юридического лица (п. 7 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);
- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями (п. 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ);
- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и т.д. (п. 2 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);
- споры в отношении обществ, имеющих стратегическое значение (п. 3 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);
- споры, связанные с выкупом акций обществом и со сделками с заинтересованностью (п. 4 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ);
- споры, связанные с исключением участников юридических лиц (п. 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ).
Это нововведение, касающееся увеличения компетенции третейских судов. В остальном подсудность не изменилась.
Третейские суды по прежнему могут рассматривать любые споры по заключенному третейскому соглашению, за исключением споров, где одной из сторон является государство.
Создание арбитражных учреждений
Рассматриваемый Закон предусматривает существенное усиление государственной роли в третейском судопроизводстве, преимущества которого как раз обусловлены его частно - правовой природой.
В первую очередь это касается запрета на создание арбитражных учреждений при коммерческих организациях. Постоянно действующие арбитражные учреждения можно будет создавать только при некоммерческих организациях, по отношению к которым учреждения будут выступать как структурные подразделения, при условии получения разрешения в Правительстве РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в РФ" постоянно действующий третейский суд считался образованным, когда юридическое лицо принимало решение о его организации и утверждало как положение о нем, так и список третейских судей.
На мой взгляд, такой легкомысленный подход к образованию третейских судов привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел и мог, создали собственные "карманные" третейские суды. Более того, эти суды могли даже не находиться по своему юридическому адресу и существовать по принципу "и швец, и жнец, и на дуде игрец", когда председатель, секретарь и судья - один сотрудник, который зачастую не имел никакого юридического образования, что помогало ему принимать "объективные" решения в пользу конкретной стороны.
Например, такие третейские суды очень любили создавать многие банки, заранее составляя для клиента кредитный договор с кабальными условиями и дикими процентами. Банк прописывал в договоре подсудность спора в "карманном" третейском суде, решение которого обязательно к выполнению и обжалованию не подлежит. Таким образом, используя особенности российского законодательства, банки и другие бизнес-структуры в нашей стране превратили третейский суд в инструмент решения любого спора в свою пользу.
С 1 сентября 2016 года такая губительная и дискредитирующая практика перестанет существовать, так как вступит в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже). Он регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
Буквально это означает, что действующим третейским судам предстоит пройти процедуру перерегистрации, а в случае отказа в перерегистрации - организационно примкнуть к учреждениям, получившим разрешения, или функционировать в режиме суда, создаваемого под конкретный спор.
Законом об арбитраже также определен перечень организаций, в том числе некоммерческих, при которых запрещено создавать арбитражные учреждения. В этот список входят органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации и компании, политические партии, религиозные организации, а также адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.
Критерии, которым должно соответствовать учреждение для получения правительственного разрешения являются весьма неопределенными и в некоторых случаях не поддающимися объективной оценке, что однозначно даст чиновникам возможность обосновать практически любой отказ в выдаче разрешения. Далеко не каждое арбитражное учреждение может соответствовать требованиям для получения лицензии. Тем не менее, такое ужесточение требований к третейским судам призвано повысить уровень доверия населения к принимаемым решениям и в значительной мере снизить социальную напряженность в обществе.
Государственный контроль.
Государственный контроль за арбитражными учреждениями на этом не ограничивается. Согласно Законопроекту деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена по решению некоммерческой организации, при которой такое учреждение создано, или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти при выявлении в деятельности арбитражного учреждения грубых и неоднократных нарушений законодательства. При этом альтернатива у арбитражного учреждения отсутствует.
Все вышеизложенное будет способствовать популяризации института третейского разбирательства, который в недалеком будущем ждет всестороннее огосударствление.
В связи с принятием нового закона произойдет снижение нагрузки на государственные суды, что является одной из целей проводимой реформы.
В конечном итоге рассматриваемая реформа способствует резкому сокращению количества третейских судов. Останутся только крупные учреждения способные предложить для третейского разбирательства судей полностью соответствующих требованиям действующего законодательства и имеющих достаточный опыт деятельности в указанной сфере.
Требования к третейскому суду всегда были скромными, что привело к существованию "карманных" судов, а это, в свою очередь, лишало стороны права на справедливое и объективное судебное разбирательство. Но с принятием Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" все должно измениться в лучшую сторону.
Отличие третейского суда от государственного. Какие положительные стороны в третейском разбирательстве могут заинтересовать организации и простых граждан.
А эти отличия весьма существенные, выделяющие третейский суд в более выгодном свете для граждан и организаций.
В основном это касается процедуры и сроков проведения третейского разбирательства. Рассмотрим отличия более подробно.
Третейское разбирательство длится не более 14 суток, тогда как в суде общей юрисдикции не менее 2- месяцев, а в Арбитражном суде споры рассматривают годами. Решение третейского суда вступает в законную силу немедленно после вынесения и обжалованию не полежит. В госсудах срок вступления в законную силу в основном один месяц при очном решении и минимум полтора при заочном. Кроме того решение можно обжаловать и это минимум еще три месяца. То есть подавая спор на разрешение в государственный суд исполнительный лист вы получаете через полгода, а в третейский через 1,5 мес. Более того сотрудники аппарата арбитражного учреждения сами его для вас получат, в случае если решение третейского суда не будет исполнено добровольно.
Ну и самое интересное особенно для организаций, если в договора включена третейская оговорка, то отсутствует удаленная подсудность. Другими словами если противная сторона вашего спора находиться в другом конце страны, то при подаче в государственный суд вам придется направлять своего представителя по месту нахождения ответчика, что бывает очень затратно. При третейском же разбирательстве рассмотрение спора происходит по месту нахождения третейского суда, как обычно это место нахождения истца.
И это только часть положительных моментов в третейских судах, пока только набирающих популярность в нашей стране.
Генеральный директор
ООО «Юридическая компания «ЧаС ПиК»»
кандидат юридических наук,
член ассоциации юристов России,
Чернышов Сергей Петрович,
Т. 8(910)353-72-17,